?

Log in

Previous Entry

Пурим.


 

Пурим.

“Тайна победы над Аманом”

 

(На основе объяснений Ребе Эмцаи, второго Ребе)

Глава 1.Галут. Падающие души.

Во время галута, когда Б-жественный свет скрыт, еврейский народ называется именем Эстер. К этому времени относятся также слова мудрецов – “падающая сука Давида”, определяющие таким образом еврейские души, которые, не будучи в состоянии подняться и соединиться с Творцом, падают на самые низшие ступени, отделяясь от него. Исключение составляют только особенные, высокие души праведников – такие, как Рашби и Моше – которые, пребывая на самых высоких духовных ступенях, постоянно едины со Вс-вышним (близки к Нему) даже будучи облеченными в тела. Но, даже находясь в самом “низу”, свет еврейской Б-жественной души не “тускнеет” - он лишь утаивается, облекаясь во множество “одеяний”. И потому нет у души собственных сил “подняться” оттуда. Это “поднятие” возможно только благодаря помощи свыше, откуда посылается для этой цели самый высокий Б-жественный свет, чтобы поддержать души в самом “низу” их падения, и дать им силы подняться оттуда, вернуться на свой первоначальный уровень и больше никогда не упасть. Но этот Б-жественный свет помогает душам не раскрываясь внизу, пребывая в полном утаении, облекаясь во множество “одежд” того самого, нижнего уровня, на котором они находятся. Об этой помощи написано в псалмах Давида: “Поддерживает Г-сподь всех падающих(души) и распрямляет(поднимает и возвращает на прежний уровень) всех согбенных (души, которые находятся в самом “низу”)”, “Поднимающий из праха бедняка, из сора возвышающий нищего”(“бедняк” и “нищий” - упавшие еврейские души,”сор” зла и нечистоты).

 

Глава2. Языком намеков.

 

Обо всем этом повествует “Мегилат Эстер” языком притчи и намеков. Только в такой форме можно выразить “тонкие” и “многогранные” духовные понятия: имя Эстер, выражает сокрытие света в еврейских душах, находящихся в галуте, их падение. А в момент наибольшего падения, приходит помощь свыше, Ахашверош и Агай, (как будет объяснено далее) – в которых облечен в полном сокрытии Б-жественный свет из самых высоких источников. И именно поэтому, во время галута, спускаются в наш мир самые высокие души, более высокие, чем души праведников, живших во времена Храма. Ибо они приходят в мир, чтобы поддержать и дать силы душам всего еврейского народа подняться. Во время галута, в Персии, помощь пришла через Мордехая, и в особенности, через Эстер(душа которой была из еще более высокого источника, чем душа Мордехая).

Все вышесказанное позволяет увидеть внутреннюю (Б-жественную) логику и взаимосвязь в событиях, описанных в “Мегилат Эстер”. То, как происходящее в материальном мире является отражением “происходящего” в мирах духовных. Далее следует краткое объяснение некоторых основных понятий и событий:

“Царь”

“Царь Ахашверош”

“Царский дворец”

“Садовый двор царского дворца”

“Женский дом”

Царица Вашти” - свет сфиры Малхут мира Ацилут, творящий клипот в нижнем мире и утаивающийся в них.

“Шошан царская столица”

“Эгай”

“Эгай, евнух царя, страж женщин”

“Мордехай а-Йеуди”

“Эстер”

(Понятие “Аман” будет Б”A объяснено далее).

Развитие событий (с точки зрения их духовного смысла) таково:

“В то время, когда царь Ахашверош воссел на царский престол свой, что в столице ШУшан…”

“В то время”-во время галута.

“… когда царь Ахашверош воссел на царский престол…” - Б-жественный свет из самых высоких ступеней спустился и облёкся в сфиру Малхут, которая пребывает в сокрытии в клипот (престол в столице Шуша:- “шушана”-роза, “роза, прячущаяся в терновнике”; и пока еще в Шушане царствует Вашти – Малхут в клипот).

В третий год царствования своего устроил он пир для всех сановников и придворных своих… и для знатных правителей областей…” - проявление света в мире Ацилут (во дворце, “показывая богатство славного царства своего и блеск великолепия и величия своего…”)

А затем – устроил пир “для всего народа на садовом дворе царского дворца”: облечение Б-жественного света в Ган Эден (Райский сад) мира Брия для душ и ангелов(народа), там пребывающих. Так спускался свет со ступени на ступень до самого “низа”.

И как только этот свет спустился “вниз”, был вынесен приговор царице Вашти, которая не в состоянии выдержать такой свет, и царство перешло к Эстер, (у которой есть еще одно имя – Адасса – означающее также – “роза”, и теперь она царица в Шушане).

Глава 3. Вознесение Амана.

Теперь становится понятной причина великого возвышения Амана царем Ахашверошем (не имеющего в материальном понимании никаких веских оснований). Объяснение этому: “после этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана… и вознес его и уготовил ему место выше всех сановников…” - то, что б-жеснвенный свет уже спустился и облекся в утаивающую его одежды на самых нижних ступенях творения (чтобы помочь душам подняться оттуда), оказало влияние также на сторону обратную (ситра ахра) противоположную святости. Этот великий свет, на уровне которого самые верхние ступени святости и самые нижние ступени ситра ахра (клипот) равны, и находясь внизу в скрытом виде дал огромную жизненную силу “стороне” зла, нечистым “клипот”. И поэтому самая грубая, самая низкая из них получает возможность подняться на самый “верх” духовных (б-жественных) ступеней. Самая грубая клипа- это наглость, гордость и страстное желание возвыситься надо всеми (при первой же на то возможности). Страсть почета и величия при полном отсутствии каких-либо достоинств, только лишь из-за наглости.

Но это возвышение, несмотря на свою пустоту и ложность, однако выглядит со стороны очень похожем на истинное величие (то, которое основано на несомненных достоинствах, как величие праведника и мудреца Торы, и величие царя и т.д.).

Эта клипа (клипа Амалека) является источником всего зла, которое существует в мире и называется языком кабалы “глубина зла”. Она же и является сущностью Амана (он же Амалек).

Как уже сказано, эта страсть к величию постоянно ищет возможности быть утоленной. И вот такая возможность представилась: “царь Ахашверош воссел на царский престол”. И поэтому само собой произошло возвышение клипы до самого верха “царь Ахашверош возвеличил Амана и вознес его”.

Возвышение Амана было “глубоким умыслом” В-вышнего, имеющего целью таким образом низвергнуть и поразить этот источник зла (полное уничтожение которого будет только после прихода Машиаха). Наподобие этого был и замысел царицы Эстер, как будет объяснено далее.

Глава 4. Замысел Эстер – все выше и выше.

Эстер, обладая великим пророческим даром, видела (постигала) внутреннюю сущность происходящих событий. Ей было известно, что представляет собой Аман (его духовный источник, материальным воплощением которого он является) и она приняла решение действовать определенным образом, чтобы повергнуть его и уничтожить его злые умыслы. План ее действий состоял в том, чтобы как можно выше возвеличить и превознести его в материальном и в духовном мирах, и именно посредством этого низвергнуть и поразить его.

После того, как Эстер обрела милость в глазах царя (он протянул ей золотой жезл в знак своей благосклонности и предложил выполнить любое ее желание – “… до половины царства исполню”) поведение ее выглядит крайне странно. Казалось бы, это самый подходящий момент молить о милосердии царя отменить указ Амана об уничтожении еврейского народа. Однако… вместо этого Эстер излагает просьбу не имеющую (со стороны) никакого отношения к спасению жизни евреев: “И сказала Эстер” если угодно (будет) царю, то пусть придет царь и Аман сегодня на пир, который я для него приготовила”.

Но именно в этом и заключается первый этап плана Эстер: возвысить Амана ещё в большей степени, чем это сделал царь Ахашверош. Этим она намеривалась еще больше напитать его страсть к величию, усилить ее сверх всякой меры. Она настолько приближает его к царю что делает Амана вторым после него, почти подобным царю (ведь на пир приглашены только двое: царь и Аман).

В духовном аспекте план Эстер состоял в следующем: словами “…пусть придет царь и Аман сегодня (на пир)…” “

И все же этот пир был пока что только первым этапом глубокого и хитроумного плана царицы Эстер.

Внешне ее поведение по-прежнему не поддается пониманию: она все медлит с просьбой об отмене указа. И даже когда царь вновь предлагает исполнить любую ее просьбу, он в хорошем расположении духа… Эстер молчит. То есть просит нечто совершенно другое…

Она вознамерилась поднять Амана на ступень еще более высокую (даже чем та, на которой он уже оказался после первого пира)- чтобы падение было более сильным.

Для этого она устраивает еще один пир, который стал вторым этапом ее плана. Эстер просит царя и Амана придти на пир: “… если угодно царю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет царь с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них…” словами “для них”-она вознесла Амана на самую вершину, сделав его как бы другом царя, полностью подобным ему.

Глава 5. Глубина смысла. (Падение с высот)

Эстер понимала, что злой умысел Амана (самая низкая клипа) не имеет никакого значения перед высочайшим величием царя (б-жественного света мира Ацилут). Как, например, не может быть замечен царем паук, плетущий паутину в темном , отдаленном закоулке дворцовых покоев, совершенно не доступном взгляду. Глубина замысла Эстер заключалась в том, что когда клипа окажется на ступени, где светит самый высокий б-жественный сет, ступени, на которой она не в состоянии находиться( ведь место этой клипы в самом низу самого низшего мира)-она не сможет выдержать такого раскрытия и непременно уйдет оттуда, будет поражена, “обожжена” этим светом.

Будучи поднятой на такую высокую ступень, зло клипы воспринимается вопиюще неприемлемым – не имеющим право на существование. И как нетерпима зловонная грязь перед царским престолом, так нетерпимо в “глазах” В-вышнего “пребывание” клипы и зла в мире Ацилут (“царском дворце”). И как следствие этого внизу в материальном мире царя Ахашвероша охватил великий гнев. И поэтому не мог Аман устоять в таком положении и “лицо Амана накрыли”. То есть удалился тот максимально ограниченный свет, оживлявший клипу. Добро отделилось от зла и клипа обратилась в абсолютное зло и тьму, которая сама по себе существовать не может.

Глава 6. После падения.

Сразу после этого приказал царь повесить Амана на дереве высотой 50 локтей, которое он уготовил для Мордехая. (такой длины цельный брус дерева он и обнаружил в потолке своего дворца, и оно попало к Аману после разрушения Храма, частью которого оно было (брусья поддерживали потолок), А еще раньше этот брус был частью ковчега Ноаха (который связан со внутренней ступенью сфиры Бина мира Ацилут)).

В Торе имя Амана (который является воплощением Змея, соблазнившего Хаву) упоминается намеком в связи с “деревом познания добра и зла”: “…из этого ли дерева” "

Духовный источник Амана однако выше “дерева познания”, выше “Даат”. И поэтому необходимые условия превозмочь эту клипу – привлечение света со ступени, которая тоже выше “Даат”, ступени, не постижимой сознанием. Это и означает “дерево высотой 50 локтей” - уровень “50 врат Бины” (внутренняя ступень сфиры Бина), связанная с бесконечным б-жественным светом, который выше мира Ацилут.

Глава 7. Беспредельная радость.

В душе каждого еврея так же есть свет, который выше сознания. Это суть б-жественной души, искра Самого В-вышнего, который по сути своей непостижим. И она раскрывается именно в праздник Пурим, вызывая у еврея прилив безграничной радости и веселья, переполняющей все его существо.

Об этом сказали мудрецы: “обязан человек пить вино и радоваться в Пурим до такой степени, что он перестанет осознавать различие между “проклят Аман” и “благословен Мордехай”. И конечно же не имеется в виду дойти до такого состояния опьянения, чтобы было возможно сказать об Амане “благословен”. Смысл этой фразы - раскрыть суть своей души, уровень на котором нет места осознанному различию между добром и злом (Мордехаем и Аманом).

А это различие конечно существует, только оно не основано на разумных доказательсвах. Это само собой очевидная любовь сути еврейской души к святости (Мордехай) и ее беспредельная радость от ощущения единства с Сутью Творца, и как следствие этого отвращение ко злу (Аман). Однако сначала должно быть “проклят Аман” - необходимо прежде уничтожить грубость и наглость этой клипы. Это природная ненависть еврея к стороне обратной святости. И только тогда можно искренне сказать “Благословен Мордехай”- почувствовать всем сердцем б-жественный свет, спускающийся с самого верха и облекающийся в душу еврея. Свет на подобии того, который раскроется в мире после прихода Машиаха.

Послесловие. (Или еще один секрет Эстер).

Пророческому видению Эстер было открыто, что на пиру, который она устроила необходимо напоить Амана именно вином, и при помощи вина можно победить Амана.

Известно, что вино связанно с внутренней частью Торы (тайнами Торы): “יין” (вино) – гематрия “סוד” - тайна. Это внутренняя глубинная часть сфиры Бина (50-ые врата Бины).

А напоить вином Амана – означает направить на него бесконечный б-жественнный свет (содержащийся без прикрытия в кабале и хасидуте). Свет, против которого эта клипа не в силах устоять. Эстер преднамеренно не угощала Амана другими напитками, имеющими в своей основе воду. Вода выражает открытую часть Торы, изучение которой может ( в некоторых случаях) добавить гордость и уважение, то есть может еще и усилить Амана. Только изучение внутренней части Торы, вся цель которой постигнуть, насколько это возможно, что весь мир - это ничто иное как творение В-вышнего, созданное Им по Его желанию, и каждое мгновение Им оживляемое. И посредством этого постижения, придти к полному устранению своего злого начала. Именно это должно стать неотразимым оружием против Амана.

Таким образом, Эстер научила каждого еврея как победить Амана в своей собственной душе.

- общность всех еврейских душ, находящихся в галуте (б-жественный свет и б-жественные силы скрыты в них в это время); источник душ – сфира Малхут (“царица Эстер”), корень которой находится в самых высоких ступенях б-жественного света.
- сфира “хохма” мира Ацилут, источник самопожертвования во Имя В-вышнего, дающий эту силу всему еврейскому народу.
- означает то, что внутренняя цель этой ступени – быть источником света, творящего еврейские души (“женщины”) в мире Брия (“дом женщин”) и дающий им все необходимое.
- (от слова “эгъён”, которое означает: помыслы сердца, предшествующие речи) – промежуточная ступень между мирами Ацилут и Брия. Эта ступень является “посредником” в спуске этого света, делающим возможным раскрытие его внешних аспектов для творения низших миров.
- означает утаение света сфиры Малхут мира Ацилут в “низшем” мире, полном зла и нечистых клипот (букв.- “роза”: известно выражение мужрецов “роза, скрывающаяся в колючем терновнике”).
- еврейские души, находящиеся в Ган Эдене мира Брия.
- Ган Эден мира Брия.
- мир Ацилут.
- имя, стоящее из двух слов “ахаш” - (букв.) “молчание”, что означает очень высокое ступени Б-жественного света, который не раскрывается “рош” - (букв.) горькая ядовитая трава, символ грехов и зла(самая низшая ступень в творении); а соединение этих двух слов означает спускание света с самого “верха” и облачение его в самые “нижние” ступени, чтобы помочь душам евреев оттуда подняться.
- сущность бесконечного Б-жественного света, творящего все миры.יבוא המלך והמן היום אל המשתה ” (начальные буквы этих слов составляют четырехбуквенное имя В-вышнего, которое светит в мире Ацилут) она приблизила духовный источник Амана, самую грубую клипу, до самых верхних ступеней мира Ацилут (до уровня первых двух букв “юд”, “hей”). Она “поставила” Амана между царем ( буквы “юд”-“hей” - духовный корень царя Ахашвероша в мире Ацилут) и собой (своим духовным корнем в мире Ацилут – последняя буква Имени “hей”, Малхут). Ведь буква “вав” (“והמן”), на уровень которой Эстер вознесла Амана, находится между буквами “юд”- “hей” и “hей”. Таким образом, она “сделала” Амана как бы “посредником”, без которого невозможно единство царя и царицы, что добавило Аману еще большей гордости, вознесло его еще выше.הַמִן העץ..." . (הָמַן-)

Comments

Profile

צפת עיר הקודש
sof_a_olam
sof_a_olam

Latest Month

March 2009
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com